Около четверти неразведанных запасов углеводородов в мире находится в Арктике. И по мере истощения более доступных источников интерес к добыче в Заполярье растет. При этом, по данным Российского газового общества, недра российской Арктики освоены лишь на 2%. Для успешной работы в условиях Крайнего Севера нужны современные технологии, которые позволят эффективно разведывать и использовать арктические месторождения без вреда для хрупкой экологии региона.
С 2015 года ЦКБ «Рубин» разрабатывает проект «Айсберг». Он направлен на создание автономных подводных и подледных комплексов для освоения месторождений арктических морей. В состав подводного энергетического комплекса «Айсберг» войдут роботизированные буровые установки и добывающие станции, средства энергоснабжения и контроля, а также другие устройства с высокой степенью автоматизации. По словам главного конструктора «Рубина», это целый подводный город для освоения богатств Арктики.
Другая часть проекта — подводное судно-сейсморазведчик, которое может работать даже на труднодоступных участках под арктическими льдами. Третья часть — это подводное судно-транспортировщик катамаранного типа, на котором можно перевозить под водой крупногабаритные объекты, в том числе ядерные энергетические установки, буровые комплексы и любые другие большие элементы инфраструктуры месторождений.
Это на перспективу, а пока единственным шельфовым арктическим месторождением в России, где разработка нефти уже началась, является Приразломное. Для этого была создана уникальная ледостойкая платформа, которую спроектировали и построили в нашей стране. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырехсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки. Основание платформы может выдержать прямой торпедный удар.
«Приразломная» обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепла и электричества. Все скважины находятся внутри платформы и не контактируют с водой. Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса». Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. Особое внимание уделяют вопросам безопасности: отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Благодаря всему этому вероятность разлива нефти сведена к минимуму.